Наш адрес:
Среднеохтинский пр., 8
Телефон: 224-33-00
Факс: 224-33-00

Контактные данные
администрации и отделов

 

 

 

Нехитрый мой багаж в дорогу собран.
Мы огрубели. Не припомнить вдруг,
Каким цветным, загадочным и добрым
Казался мир из материнских рук.

                                         А. Городницкий

Образ женщины-матери красной нитью проходит через всю историю человечества. Сложившийся еще в античные времена, он практически не менялся. Каков же он, идеальный образ матери? Это женщина, обладающая жизненным опытом и интуицией ; отличающаяся редкой добротой и умением понять своих детей и их решения; женщина, одаренная от природы неординарными способностями к воспитанию и убеждению; человек по природе необыкновенно стойкий, верный интересам своих детей и безоговорочно принимающий во имя их (или вместо них) любые испытания судьбы. Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары, спектакли и кинофильмы. В предлагаемой подборке произведений можно взглянуть на материнство с разных точек зрения.

 

   
Сароян У. Мама, я люблю тебя : роман - Санкт-Петербург : Домино ; Москва : Эксмо, 2012.

 Умная, добрая, тонкая книга классика американской литературы, написанная свойственным ему легким лаконичным языком. Сюжет ее вроде бы прост, но совсем неоднозначен. Рассказ ведется от лица 9-летней девочки Твинк (Сверкунчике). Она вместе с мамой, которую в книге зовут Мама Девочка  («При моем рождении, вот когда мы с Мамой Девочкой впервые познакомились и подружились. С тех пор мы не переставали дружить, но не проходит дня, чтобы мы с ней хоть раз серьезно не поссорились. Правда,  потом мы всегда миримся»), приезжают в Нью-Йорк, чтобы после развода вернуться к маминой актерской деятельности.Режиссер Майк Макклатчи поначалу готов ангажировать только дочь, но в конце концов соглашается принять обеих на главные роли в дебютной пьесе молодого драматурга. Препятствия, возникающие на пути бродвейской постановки драмы, образуют сюжетное ядро романа и дают автору повод заглянуть за кулисы театральной жизни. Премьера пьесы имеет огромный успех, который одновременно является прелюдией к примирению родителей Твинк. Мудрость детства - основа сюжета этой замечательной книги. Мир, увиденный глазами девочки, преображается, ибо главный принцип этого чудесного превращения прост, как само детство: "Ищи всюду добро, а отыскав, выводи его в свет, и пусть оно будет свободным и гордым".

   

Трауб М.  Плохая мать: роман - Москва : АСТ : Астрель, 2011.

 

 «Я стала мамой девочки… Теперь я поняла, насколько сильно я люблю свою маму, и насколько сильно она любила меня. Чтобы это понять, мне нужно было родить девочку. Чтобы решиться написать про маму, я должна была сама стать мамой. Такой маленькой, удивительно красивой малышки, с длинными ресничками, бровками, глазками и пухлыми губками. Я смотрю на нее и умираю от счастья» - так начинает свой роман молодая, но уже завоевавшая популярность у читателей Маша Трауб. Удивительная способность писать увлекательно о самых обыденных вещах, хороший язык, легкость и живость повествования делают ее прозу весьма востребованной.

Это произведение о жизни мамы автора, о ее детстве, о строгой бабушке, тяжелых женских судьбах и сложном советском времени. О том, как ее мама росла, как формировались ее взгляды, как она одна воспитывала маленькую Машу – обо всем этом маленькие романы-воспоминания, щемящие истории о великой материнской любви. Как пишет автор: «Эта книга не только о моей маме и ее жизни, но и матерях – женщинах и даже мужчинах, которые стремились к одному: «быть хорошей матерью».

 

 
   
 Трауб М.  Дневник мамы первоклассника  - Москва : АСТ : АСТ МОСКВА,        2009.

      Эта книга того же автора  – с юмором рассказанная история о первом годе обучения ребенка в школе со всеми вытекающими отсюда последствиями – родительскими собраниями, поборами на всевозможные нужды, мучительными попытками заставить свое чадо делать уроки и т. д. Вот где понимаешь, что не только у детей бывает «первый раз - в первый класс», для родителей эта фраза тоже актуальна. Это «сумасшедшее» время знакомо многим. Читая «дневник» кто-то поддастся ностальгии, а кто-то вспомнит свой первый класс.

 

   

 Кальман С. Записки непутевой мамочки: роман /пер. с англ. – М.: Фантом Пресс: Эксмо, 2007.

    Книга написана от лица британской женщины, которая долго сомневалась, обзаводиться ли ей детьми, но наконец, в 37 лет оказалась мамой. С юмором описывается, как кардинально меняется ее жизнь с появлением сынишки – например, когда она впервые осталась с ним одна, а муж ушел на работу. Не зная, что  делать с ребенком, она продержала его на руках весь день. А когда сыну исполнилась полгода, узнала, что снова беременна – так появилась еще и дочка. Тут она и вспомнила слова своей подруги, что двое детей – это уже толпа. Оказывается, в Англии растить их так же хлопотно, как и в России: те же проблемы с коляской, не проходящей в двери магазинов, та же нехватка времени на еду и сон, те же педиатры, пугающие родителей плохим развитием младенца, очереди в поликлинику, сложность с яслями… Но, поскольку все это описывается с юмором, все проблемы окажутся не такими уж и серьезными.

 

 

   Пирсон Э. И как ей это удается?: роман /пер. с англ. – М.: Фантом Пресс: Эксмо, 2008.

У этого романа много общего с предыдущим произведением – главная героиня Кейт Редди тоже англичанка и мама двоих детей – дочки, которая учиться в начальной школе и совсем маленького сына. К тому же она успешный фондовый менеджер, постоянно летающий в командировки, поэтому вынуждена пользоваться услугами няни. Ее постоянно терзает чувство вины за то, что она «трудоголик» и семья часто обходиться без нее. А на работе – свои проблемы, и Кейт крутится, как белка в колесе, стараясь как-то упорядочить свою жизнь. Смех в этом произведении, скорее, «сквозь слезы», так как героине это сделать все же не удается. Роман читается с интересом, написан легким языком, а в конце произведения героиня все-таки сумеет поменять свою судьбу.

 
 

   Улицкая Л. Е. Дочь Бухары // В кн.: Бедные родственники  : рассказы / Людмила Улицкая. - Москва : Эксмо, 2009.

     Героиня рассказа известного российского автора, носящая прозвище «Бухара» - мать девочки с синдромом Дауна. Муж не выдержал этого и ушел. А вот маленькая хрупкая женщина поняла главное: жизнь ребенка является высшей ценностью. Больной ребенок как испытание свыше, и мать это испытание выдерживает. Она прилагает все силы, чтобы ее дочка смогла адаптироваться к самостоятельной жизни. Недаром звучание рассказа Людмилы Улицкой напоминает торжествующий гимн - гимн материнской любви.

        Когда-то Иоанн Златоуст сказал: "Добрая ласковая мать кротким обращением с ребенком не только вносит мир в его душу, но и делает для него малочувствительными всякого рода огорчения". А Улицкая добавляет: И делает его счастливым!

 

 

  Шенбрунн С. П. Розы и хризантемы : роман  - Санкт-Петербург : Инапресс, 2000. - (Литературная премия Smirnoff-букер).

 Автор, прозаик и переводчик, родилась в Москве в семье писателя Павла Шенбрунна-Шебунина. Автобиографический роман охватывает совсем небольшой период детства писательницы — с 1943 по 1951 год. Ничего сверхъестественного за это время не происходит — и при этом роман читается на одном дыхании. Даже война оказывается отодвинутой на задний план, в центре произведения — переживания маленькой девочки, выписанные очень убедительно, но — что очень важно — без всякого надрыва или поисков сочувствия. Действие происходит в доме "Правды", в коммунальной квартире. Писательнице великолепно удался образ тоталитарной матери,  - взбалмошной, себялюбивой женщины с крайне слабым характером и глубоко подавленным материнским инстинктом, воспринимающей ребенка как досадную помеху собственным планам и комфорту. Рядом с ней — милейший папа, — конформист, пишущий романы "под социальный заказ",  для которого важны только свои успехи и спокойствие. Еще одна центральная фигура — бабушка, представляет собой фигуру гротескную, явную карикатуру на маму. Одно из самых больших достоинств романа — отсутствие привычного для нас деления на "черное и белое". Все образы неоднозначны.

 

 

  Нилл Ф. Тайная жизнь непутевой мамочки : роман / пер. с англ. Л. Н. Христофоровой. - Москва : АСТ : АСТМосква, 2008.

      Автор этой книги знаменитая британская журналистка, которая является автором юмористической колонки журнала «Nimes». До появления троих детей героиня имела престижную работу и много свободного времени. Теперь же жизнь сводится к домашним обязанностям и заботе о маленьких сыновьях. Люси (так зовут героиню романа) много размышляет, анализирует свои отношения с мужем, которые претерпевают естественные изменения за 12 лет брака, пытается найти себя, разлетевшуюся на множество кусочков, каждый из которых вложен в мелкие, ежедневные, незаметные и неоцененные заботы. «Есть Том, дети, моя семья, друзья, школа – но всё это разрозненные элементы, и нет единого целого. Где – то в водовороте домашних дел я действительно потеряла себя. Я знаю, откуда пришла, но не понимаю, куда иду».

 Этот роман – легкое, но не пустое чтение, возможно, кто-то увидит в героине и себя.

 

 
   Шпиллер К. Мама, не читай!: исповедь "неблагодарной" дочери. - Москва : АСТ : Астрель, 2011.

       Сначала появившаяся в Интернете эта книга вызвала огромное количество неоднозначных отзывов. Дочь известной писательницы Галины Щербаковой (автора таких произведений, как «Вам и не снилось», «Отчаянная осень», «Дверь в чужую жизнь», «Митина любовь», «Ах, Маня!» и многих других ) предъявляет матери претензии в том, что та мало ее любила и многого в жизни не додала, из-за чего жизнь дочери сложилась не так, как ей бы хотелось. Так ли это? И вправе ли люди выставлять свои отношения с родителями (которые еще к тому времени живы) на всеобщее обсуждение? Решайте сами.

 

 

  Машкова  Д. Дочки-матери : роман. - Москва : Эксмо, 2012. - (В поисках мечты).

 

История, рассказанная в романе молодой (родилась в 1977 г.) писательницы Дианы Машковой достаточно обыкновенна. Живет молодая женщина Инна, воспитывает дочь-подростка Александру, которую родила по большой любви, но в результате оказалась одна. И вся жизнь у нее наперекосяк: хотела стать писателем, а работает журналисткой, и отношения с любимым не складываются, и дочь ее ни во что не ставит…Ситуация, знакомая многим, и имеющая в чем-то сходство с судьбой самой Дианы Машковой. Кстати, соавтором этого романа писательница называет свою 12-летнюю дочь Нэллу. Героине придется пройти через испытания, нравственное переосмысление своих поступков и иметь мужество рассказать дочери о некоторых неприглядных обстоятельствах своей жизни. Только очистившись от лжи, героиня получает шанс  на счастье.

 

 

   Пиколт Д.  Забрать любовь: роман – Харьков, Белгород: Изд-во Клуб семейного досуга, 2012.

 

Джоди Энн Пиколт – американская писательница, автор 13 бестселлеров. Пишет психологические романы с детективным сюжетом, но в данном произведении детективной линии нет. Рассказ ведется от лица двух главных героев - Пейдж и Николаса, жены и мужа. У Пейдж непростая судьба: в 5-летнем возрасте мать неожиданно исчезла в неизвестном направлении, оставив ее с отцом. В совсем юном возрасте она тоже уезжает из дома и начинает вести самостоятельную жизнь, мечтая стать профессиональным художником. Николас – молодой кардиохирург из обеспеченной семьи, стоящей на социальной лестнице гораздо выше семьи Пейдж, своей свадьбой он разрывает отношения с родителями. Но они любят друг друга – или только думают, что любят? Сложности начинаются, когда на свет появляется маленький Макс. Пейдж не готова к материнству, она боится, что будет плохой матерью. Спонтанно она убегает из дома, пытается найти свою маму. После долгих скитаний она в конце концов понимает, что ее место рядом с мужем и сыном, но оскорбленный Николас не хочет принять ее. Финал романа открыт: супруги лишь делают шаг в палату больницы, где лежит их сынишка. А какие будут следующие шаги? Решать им: понять и попытаться простить друг друга или понять, признать, но ничего не забыть и продолжать дальше культивировать собственные обиды?

 

«Быть хорошей матерью - значит, уметь определить нужную дозу любви. Слишком мало - и ребенок падает духом, слишком много - и это его гнетет.»  Фиона Нилл.

 Обзор подготовлен библиографм библиотеки "Современник" Еленой Анатольевной Верендякиной.

 

  

   

 

 

Продлить книгу 

 

 

 «Встречи с театром»

 

 

 
СМИ о нас
 
 

 

Советуем прочитать 

 

 

    Конкурсы для читателей 

 

 

Электронные книги

 

   

 

Корпоративная сеть общедоступных библиотек

 

 

  

Электронный формуляр

 

 

 

  

Полнотекстовые информационные ресурсы

 

 

Электронная коллекция по истории ЦБС

"ШАГИ. ЭТАПЫ. ВЕХИ"

 

   

   

Остановим коррупцию 

 

 

 Информация для мигрантов 

 

 

 XV традиционный легкоатлетический пробег 

«Путь Петра Великого» 


Оценка качества работы библиотек

 

                                                                                                                                                                                           Молодежный карьерный форум